Стратиграфия

арктического дизайна

Stratigraphy of arctic design

Этносы Арктики воплощали важные для себя символы в визуальных, пространственных формах – архитектуре, культовых и обиходных предметах. «Искусство-производство» традиционных обществ - феномен сознания коллективного, каждая вещь несла на себе печать «соавторства» поколений. Это «искусство-производство» целостное, одновременно изобразительное, декоративное, функции предметов и эстетические и культовые и утилитарные. Все это созвучно концепции современной художественно-проектной культуры, для которой, важна ориентация на этнокультурную идентичность.

Кафедра Дизайна и Декоративно-прикладного искусства народов Арктики

Выставка «Стратиграфия арктического дизайна» посвящена 20-летнему юбилею Арктического института культуры и искусств, представляет произведения и проекты преподавателей и студентов кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики.

Формирование высшей художественно-проектной школы дизайна в Якутии связано с традициями двух школ - сибирской и московской, открытием в республике двух филиалов высших учебных заведений Красноярского государственного художественного института (1996) и Московского института современного искусства (1998).

Впервые творческой платформой развития системы проектного дизайнерского обучения в республике стал факультет дизайна Московского института современного искусства, объединивший коллектив известных архитекторов, дизайнеров, художников, искусствоведов Якутии.

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства, сегодня, одна из ведущих художественно-проектных школ Арктики и Дальнего Востока России, была образована в Арктическом институте в 2002 году при факультете изобразительных искусств под руководством А.П.Мунхалова - народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии имени П. А. Ойунского, академика Академии духовности РС(Я). В 2013 году к кафедре Дизайна присоединились профили направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: «художественный металл», «художественная резьба по кости».

Систему обучения на кафедре можно разделить на несколько этапов или блоков, в которых реализуется триада – образность, системность, инновационность. Первый этап – пропедевтический, на этом этапе обучающиеся осваивают закономерности организации объектов традиционного народного искусства, графического дизайна, дизайна среды, дизайна костюма, познают способы анализа и проектирования. Весомый компонент – изучение объективных композиционных законов формообразования выработанных в традиционных, изобразительных искусствах и дизайне. Теоретическая и практическая составляющие данного этапа способствуют развитию абстрагирования, образного мышления, освоению технических средств, и приемов. В области дизайна среды и дизайна интерьера - это изучение теории и практики формообразования пространства. Здесь важно развитие творческой способности обучающегося к синтезу, целостному видению мира, реализующегося в конкретной предметной форме. В области графического дизайна – это изучение графических технологий, современных форм в сфере СМИ, социальных сетей, цифровых платформ, печати, визуальных коммуникаций, рекламы и пр. В области дизайна костюма – изучение закономерностей организации костюма как объекта, маркетинга и продвижения в fashion-индустрии. В сфере народного и декоративного искусства поиски плодотворного синтеза ремесленного и креативных подходов, формирование языка этнодизайна.

Последующие этапы обучения – это проектирование систем, в которые организуются объекты народного искусства, дизайна. Работа проходит в форме дизайн-

проектов, в форматах workshop и может быть связана с решением конкретных художественных, производственных и дизайн-задач по реальной тематике (изделия декоративно-прикладного искусства, городские, общественные, жилые пространства, малые архитектурные формы, визуальные образы, анимация, гейм-дизайн, брифы фирменных стилей, упаковка, рекламные комплексы и мн. др.). Значимым аспектом в профессиональной подготовке дизайнера и художника-мастера в стенах АГИКИ является развитие нестереотипного мышления как условия, позволяющего в дальнейшей практической деятельности формировать художественно-проектные замыслы. Технология проектности ориентирует студента на формирование собственных оригинальных идей, образов, концепций формообразования, что определяет динамику творческого роста и его профессиональную состоятельность.

В практике современного ювелирного дизайна Якутии можно наблюдать сочетание уникальной традиционности и современных веяний. Ювелирное искусство саха, как самого «серебряного народа» по признанию этнографов, представляет все виды технологии обработки металла, такие как штамповка, выколотка, литье, чеканка, ковка, гравировка. Внутри самого направления безусловны изменения, поскольку мастера живут в другом времени-пространстве. Наряду с традиционным ювелирным делом успешно развивается новое направление современного ювелирного искусства на почве изучения не только якутских, но и других, исторически близких культурных и национальных традиций.

Региональный дизайн, воспринимающий ту или иную этнокультурную традицию, несёт её «экологический опыт», своеобразие её предметно-пространственной среды, социально-функциональное устройство, образы жизни этой традиции. Природно-охранительное экологическое сознание этнокультурной традиции, изобретённые ею способы гармонизации, технологические процессы взаимодействия с окружающим миром становятся основой моделирования и проектирования социальных сценариев арктического дизайна. Решение проблем формообразования, художественно-проектных задач – не просто «вписывание» этнических форм в современный культурный контекст, но творческая переработка капитала этнической культуры, плодотворный синтез традиционного и современного художественного проектирования. Во многом именно эти идеи легли в основу концепции региональной художественно - проектной школы Арктического института – площадке, где выстраивается политика креативной индустрии Республики Саха (Якутия)

Республиканские и зарубежные выставки произведений преподавателей и студентов Арктического института актуализируют темы, посвящённые Арктике, в сюжетах реалистического искусства, символике арт-объектов, в образах народного и декоративно-прикладного искусства, дизайне. На экспозициях представляются традиционные для арктического искусства самобытные косторезные школы, региональное декоративно-прикладное искусство, скульптура. В произведениях художников и дизайнеров находят отражение повседневность Арктики, реалии и фольклорное начало, мифы прошлого и настоящего.

Школа дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического института культуры и искусств - это сложившаяся традиция со своей историей, связями, идеями, основанная на концепции сохранения и развитии традиционной северной, шире - арктической культуры. Миссия школы - укрепить, расширить культурный контекст арктического искусства и дизайна, транслировать его дальше, поддерживать органическую связь современного дизайна с народным искусством.

Анна Петрова- Кэрэhит

Анна Петрова-Кэрэhит
Кандидат искусствоведения, доцент, член Союза художников РФ и АИАП ЮНЕСКО.
Заведующая кафедрой дизайна и декоративно-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств».
Рахлеева
Ольга Афанасьевна
Член Союза художников РФ.
Доцент кафедры Дизайна и ДПИ народов Арктики.
Решетников 
Георгий Николаевич
Член Союза дизайнеров России и член Союза художников России.
Доцент кафедры Дизайна и ДПИ народов Арктики.
Иванова
Сардаана Владимировна
Член Союза художников России и АИАП ЮНЕСКО.
Доцент кафедры Дизайна и ДПИ народов Арктики.
Михайлова
Евгения Павловна
Член Союза дизайнеров России.
Доцент кафедры Дизайна и ДПИ народов Арктики.
Васильев
Никита Андреевич
Член Союза художников России.
Доцент кафедры Дизайна и ДПИ народов Арктики.
Атласова
Елена Константиновна
Член Союза художников России и АИАП ЮНЕСКО.
Доцент кафедры Дизайна и ДПИ народов Арктики.
Филиппова
Варвара Васильевна
Член Союза дизайнеров РФ.
Старший преподаватель кафедры Дизайна и ДПИ народов Арктики.
Макаров
Виталий Тимофеевич
Старший преподаватель кафедры Дизайна и ДПИ народов Арктики.
KUUN ART
Department of Design
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website